fedor40 писал(а):
Bill писал(а):
Но в итоге благодаря женщинам-императрицам, Ирине и Феодоре ,для которых культ икон имел особое значение в связи с их социальным положением и вопросами связанными со здоровьем ,а также невозможностью играть важную роль в жизни церкви и они стали больше внимания уделять иконам. И в период иконоборства они защищали иконы.
Можно ли лицезреть источники ? И именно их мнение было решающем на 7 соборе, а не епископа Рима ?
А.А. Васильев. История Византийской империиЦитата:
Пятилетнее правление преемника Константина V, Льва IV Хазара (775-780), по сравнению со временем его отца, является некоторым успокоением во внутренней жизни империи. Будучи сам сторонником иконоборства, Лев не чувствовал острой вражды к монахам, которые при нем снова начали иметь некоторое влияние. В свое кратковременное царствование он не успел ярко проявить себя и как иконоборец. Весьма вероятно, на Льва оказывала влияние его молодая супруга, афинянка Ирина, известная сторонница иконопочитания, на которую с надеждой обращали свои взоры сторонники последнего направления. "Его умеренное отношение к спору об иконах, - объяснял Г. Острогорский, - было, соответственно, переходом от тактики Константина V к реставрации святых икон при императрице Ирине". [+98] Со смертью Льва IV (780) окончился первый период иконоборства.
Из-за малолетства его сына Константина, государством стала управлять мать, [url]гречанка Ирина, решившая восстановить иконопочитание.[/url]
Несмотря на определенные симпатии к иконопочитанию, Ирина в первые три года своего правления не предпринимала никаких шагов к его официальному восстановлению. Подобная медлительность объясняется внутренними и внешними затруднениями империи, которая должна была вести борьбу с претендентом на престол, с арабами и жившими в Греции славянами. Кроме того, надо было приступить к восстановлению иконопочитания с большой осторожностью и подготовкой, так как большая часть войска была настроена иконоборчески, а каноны иконоборческого собора 753- 754 гг., объявленные Константином V государственными законами, продолжали еще на многих оказывать известное влияние. Но надо думать, что многие представители высшего духовенства приняли решения иконоборческого собора не по убеждению, а поневоле, и потому представляли собой, по словам профессора Андреева, "материал, слишком податливый для реформаторских операций иконоборческих императоров, не могущий представить затруднений и для операций противоположного характера". [+99]
Только через четыре года после начала правления Ирины патриархом Константинопольским был избран Тарасий, заявивший о необходимости созвания Вселенского собора для восстановления иконопочитания, а к папе Адриану I было отправлено посольство с приглашением прибыть на предполагаемый в Константинополе собор. Папа отправил на собор своих представителей.
Собор состоялся в 786 году в храме св. Апостолов. Однако настроенные иконоборчески столичные войска ворвались в храм с обнаженными мечами и заставили распустить собрание. Казалось, иконоборческая партия снова восторжествовала, но ненадолго. Ирина хитростью избавилась от непокорных войск, заменив их другими, ей преданными, войсками.
В следующем 787 году собор был созван в вифинском городе Никее, где имел, как известно, место первый Вселенский собор. Семь заседаний собора, на которых император и императрица отсутствовали, происходили в Никее. Последнее же, восьмое заседание происходило в императорском дворце в Константинополе. Число собравшихся на собор епископов было более трехсот. Это был седьмой и последний в истории восточной церкви Вселенский собор.
По определению собора иконопочитание было восстановлено.
С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом "Красная площадь", "АПС-книги", 1996.Цитата:
Феодора (? — после 867, имп. 842 — 856)
В 830 г. мачеха Феофила Ефросинья объявила смотр невест для императора. В Константинополь съехались красавицы со всей империи. Среди них умом и красотой выделялись две, Кассия и Феодора, обе - дочери знатных родителей. Василевсу очень понравилась Кассия, и он уже подошел к ней с яблоком, которое предназначалось избраннице. Но Кассия, по словам Георгия Амартола, «уязвила сердце его словом», и яблоко досталось пафлагонянке Феодоре[1].
После кончины мужа Феодора была объявлена императрицей-регентшей при четырехлетнем сыне Михаиле III.
Используя содействие константинопольской знати, она немедленно организовала подготовку к восстановлению иконопочитания. Одним из первых пострадал Лев Математик, лишившийся в год смерти своего покровителя Феофила поста митрополита Фессалоники. 4 марта 843 г. в Константинополе состоялся церковный собор. Патриарх Иоанн Грамматик был отрешен от кафедры, его место занял хитрый интриган Мефодий. 11 марта собор объявил о полном торжестве иконопочитания.
От мягкого отношения к еретикам при императорах-иконоборцах теперь не осталось и следа. Для начала грандиозные репрессии правительство Феодоры применило к павликианам. В области их поселений на востоке страны отправились с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. Павликиан жгли, топили, прибивали к столбам. Во имя торжества православия погибло до ста тысяч человек - жестокость, доселе неслыханная. Протомандатор стратега Анатолика, некто Карвей, павликианин, увел из-под меча палачей императрицы несколько тысяч своих единоверцев и отдался с ними под покровительство мелитинского эмира. Изгнанники выстроили крепость Тефрику и основали в ней свою колонию, солдаты которой оказались не лучше своих противников, принимая самое деятельное участие в набегах свирепых мусульман на империю.
Большое влияние на вдовствующую императрицу имел логофет дрома Феоктист - человек грубый, заносчивый и властный. Бездарный военачальник, Феоктист неоднократно проигрывал сражения арабам. После очередного его разгрома в 844 г. Византии пришлось заключить невыгодный мир, и с восточными соседями она не воевала семь лет. Зато с 850 по 852 г. империи пришлось отбиваться от нападений болгарского хана Бориса.
В 852 г., зная о тяжелом положении халифа ал-Муттавакиля, который с трудом удерживал власть, ромеи совершили удачный рейд в нильскую дельту, разорив Дамиетту.
Недовольство части столичного нобилитета тиранией Феоктиста вызвало заговор, во главе которого встал брат василисы, честолюбивый и притом небесталанный доместик схол Варда. В начале 856 г. Феоктист был убит, а Феодору вынудили отказаться от регентства. Оставляя трон, она дала отчет синклиту о состоянии государственной казны, где, как выяснилось, были скоплены огромные средства. После отречения Феодоры Варда заставил сестру и четырех незамужних ее дочерей удалиться в монастырь Гастрии.
А.В. Карев, К.В. Сомов. История христианства. Лекция 9. Христиане в девятом векеЦитата:
Византийская правительница Феодора
В девятом веке павликиане еще продолжали свою деятельность. Их противникам удавалось почти совсем подавлять это движение, но оно вдруг опять вспыхивало то в одном, то в другом месте Византии. Большой удар павликианам нанесла византийская правительница Феодора. Ее муж - император Феофил - старался опять возродить иконоборческое движение. В 842 году, после смерти Феофила, Феодора стала управлять государством, пока ее сын еще не достиг совершеннолетия. Она устроила большой праздник в Константинополе, на который собралось к храму Софии все духовенство византийской столицы с крестами, свечами и кадилами. Было устроено шествие вокруг храма и совершено поклонение всем статуям и иконам, которые были восстановлены по повелению Феодоры.
Восстановив иконопоклонение, его приверженцы решили, что наступило подходящее время для полного разгрома павликиан, которые решительно высказывались против поклонения иконам и мощам. Феодора подписала указ об истреблении огнем и мечом всех павликиан. По всей Византии начались розыски павликиан. "Отречение от павликианства или смерть", - требовала Феодора. Большинство павликиан твердо защищало свои взгляды. Как утверждают светские и церковные историки, во время краткого правления Феодоры было казнено не менее ста тысяч павликиан.
В истории поклонения священным предметам главную роль сыграли женщины. Мать римского императора Константина - Елена, в четвертом веке первая дала повод к почитанию священных предметов. Византийская императрица Ирина, известная своей чудовищной жестокостью, восстановила в восьмом веке иконопоклонение, когда ему угрожало уничтожение, и столь же жестокая византийская правительница Феодора в девятом веке снова восстановила иконопоклонение, когда ему вновь стало угрожать уничтожение.
Кровавая расправа Феодоры над павликианами привела в восторг римского папу Николая I. Впоследствии он писал о Феодоре: "Она решилась или возвратить павликиан к истинной вере, или искоренить их. Верная своему решению, она послала дворян и чиновников в различные провинции государства. Негодные люди были частью умерщвлены мечом, частью распяты, частью потоплены в море". А, обращаясь к самой Феодоре, папа воскликнул: "Ты следуешь руководству апостольского престола!"
Католические историки обычно говорят о павликианах, как о манихеях и самых отвратительных из всех еретиков. Но павликиане были в целом ряде вопросов гораздо ближе к истине, чем католики и православные, и они не были виновны в том, в чем обвиняли их враги. Небольшие группы, уцелевших от кровавой расправы павликиан, рассеялись в разные стороны.
Следует отметить, что павликиане совершили ошибку. Вначале они страдали как христиане, проявляя кротость и смирение, и Господь давал им великое утешение в скорбях. Но затем они стали себя защищать, начали оказывать вооруженное сопротивление гонителям. Остатки павликиан, перешедшие после расправы над ними Феодоры к вооруженной мести, были почти окончательно истреблены.