Тяжелые вопросы. Наверное, каждый верующий мучится в размышлениях над ними.
Мне отвратительна точка зрения – что, мол, весь этот геноцид освящен Божьим судебным решением над нечестивыми народами, и, поэтому, праведен. И убийцы младенцев не садисты, а Божьи служители, выполняющие Его волю.
В отношении Исх.4:16, думаю, путаницы с авторством не было. «…а ты будешь ему вместо Бога» - означает, что после того, как в цепочку нисхождения Божьего слова к Израилю Бог – Моисей – народ, вставили Аарона, то последние 3 звена стали выглядеть, как Моисей – Аарон – народ. И Моисей, образно говоря, оказался на месте Бога, сообщая Аарону Божью волю для народа.
Действительно ли Господь давал такие распоряжения или они делались от имени Бога теми, кто отдавал их?
Думаю, Господь не призывал к убийствам, Его просто не понимали, как не понимаем до конца и сейчас. Помните, как Адам спрятался от Бога после падения? От Бога спрятаться невозможно, но Адам чувствовал, что спрятан, так как грех, подобно стене разделял теперь Бога и человека. Полное понимание с тех пор невозможно, грех, как кривое зеркало, искажает Божьи откровения. Еще Спиноза, по-моему, писал, что откровение «окрашивается» личностью пророка. Тем самым жестокосердием, о котором говорит Иисус в Матф.19:8. Думаю, что слова самого Иисуса, как не имевшего греха, ничем не искажены.
Почему маленькие дети уничтожались с родителями, если в Писании прямо сказано, что сын не понесёт вины отца? Почему многим из уничтоженных не было дано право выбора, как оно даётся тем, кому проповедуют Христиане?
А почему не представить, что изначально повеление имело смысл – прекращение существования Хананеян, как народов, как исповедующих определенную, неугодную Богу, опасную для Израиля религию. В Исх. 34 делается акцент именно на это. Смысл был – не оставить ни одной души, враждебной Богу. Может это предполагало несколько способов исполнения. Например, уничтожение хананейской государственности, с последующей проповедью и предложением выбора. А израильтяне по жестокосердию выбрали сами знаете что.
Как всё это совместить с тем, что Господь долготерпелив и многомилостив?
Надо пытаться совместить.
Или мы верим в то, что Бог, который есть любовь, способен руками избранного Им народа уничтожать другие народы вплоть до младенцев и домашних животных.
Или мы верим в то, что Он и в самом деле есть любовь, и не имеет ничего общего с уничтожением детей и прочими делами тьмы. Начало сомнений в правдивости и богодухновенности Библии. Затрагиваются самые основы веры.
И все-таки каждая трудная тема подводит к пониманию, что Библия не так проста, как мы думали, когда изучали ее по «Познанию». Может, мучаясь эти сомнениями и вопреки всему веруя, что Он – свет и любовь, мы более всего приближаемся к Нему?
_________________ ...Не бойся, только веруй!..Лк8:50
|