Итак, можно зафиксировать три условных представления о воскресении существовавших у самых ранних христиан:
Одни, такие как Климент, считали, что святые воскреснут в будущем, а до того находятся в месте благочестивом.
Другие, как Игнатий, считали, что праведные уже воскресли и все христиане после смерти сразу воскресают на небо.
Это непременно было связано с эсхатологическими ожиданиями.
Цитата:
Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет.
Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час.
Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть.
Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и тогда явится мирообольститель, как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века.
Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут, а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его.
И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье – воскресение мертвых.
Но не всех (вместе), а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним.
Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.
Дидахе
Также как автор Дидахе, авторы посланий под именем Варнавы и 2е Климента считали, что воскреснут только верные христиане, а все остальные погибнут с этим миром.
Цитата:
Но узнав заповеди Господни, выше изображенные, надлежит поступать сообразно с ними. Ибо исполняющий их прославится в царстве Божием; а избирающий другое погибнет вместе со своими делами. Для этого есть воскресение, для этого воздаяние.
Вас, вельможи, – если хотите принять совет доброго моего расположения, – прошу: имейте при себе тех, которым вы благодетельствовали, не оставляйте их. Ибо близок день, в который все погибнет с нечестивым. Близок Господь и награда Его.
Еще и еще прошу вас: будьте сами для себя хорошими законодателями; сами пребудьте для себя верными советниками – удалите от себя всякое лицемерие. Бог же, Владыка всего мира, да даст вам премудрость, познание, смысл, ведение оправданий Его с терпением. Будьте же учениками Божиими, испытывая, чего требует от вас Господь, и делайте это, дабы вы спаслись в день суда.
И наконец, такие церковные подвижники, как Юстин и Ириней считали, что после смерти души идут в отведённое для них место, а не сразу к Богу. Потом воскресает тело с душой и праведники живут тысячу лет, совершенствуясь в нетлении, а потом идут на небо в Его присутствие.
Цитата:
Но некоторые из почитаемых за правоверующих преступают установленный порядок возвышения праведных и не ведают способов приготовления к нетлению, содержа еретические мнения; ибо еретики, уничижая создание Божие и не признавая спасения своей плоти, презирая и обетование Божие и в своих мыслях возносясь превыше Бога, говорят, что тотчас после смерти своей они вознесутся выше небес и Демиурга и пойдут к Матери или к вымышленному ими Отцу, Те, которые отвергают всецелое воскресение и, сколько могут, совершенно устраняют его, что удивительно, если не знают и порядка воскресения?
Они не хотят понять, что если бы так было, то и Сам Господь, в Которого, по словам их, веруют они, не воскрес бы в третий день, но умерши на кресте тотчас вознесся бы, оставив тело земле. Но Он три дня находился в месте, где были умершие, как пророк говорит о Нем: «Господь вспомнил умерших Своих святых, которые прежде почили в земле погребения, и Он сошел к ним извлечь их и спасти». И Сам Господь говорит: «как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли». И Апостол говорит: «а взошел – что означает, как не то, что Он и нисходил в преисподние места земли» . То же и Давид, пророчествуя о Нем, говорит: «и Ты избавил Мою душу из ада преисподнего». Воскресши же в третий день, Он сказал Марии, которая первая увидела Его и поклонилась: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему, а поди к ученикам и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему».
Итак, если Господь соблюл закон мертвых, чтобы быть первородным из мертвых и пробыл до третьего дня в преисподних местах земли, а потом, восстав во плоти, так что даже показал ученикам следы гвоздей, так и взошел к Отцу: то как не постыдятся те, которые говорят, что «преисподние места земли» – это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место?
Ибо, когда Господь «ходил среди тьмы смертной», где были души умерших, а потом телесно воскрес и после воскресения вознесся: то очевидно, что и души учеников Его, ради которых Господь и делал это, пойдут в невидимое место, назначенное им от Бога, и там пробудут до воскресения в ожидании Его, потом же восприняв тела и вполне воскресши, т. е. телесно, как и Господь воскрес, так и пойдут в присутствие Божие. «Ибо никакой ученик не выше учителя своего; но и усовершенствовавшись будет всякий как учитель его».
Посему как Учитель наш не тотчас излетел и отшел (на небо), но ожидая определенного Отцем времени Своего воскресения, которое было означено также чрез Иону, после трех дней воскрес и вознесся, так и мы должны ожидать назначенного Богом времени нашего воскресения, предвозвещенного пророками, и, так воскресши, вознестись, сколько Господь найдет достойными сего.
Потом всё поменялось и христиане опять захотели верить в загробное присутствие рядом с Богом в виде души. Тертулиан предположил, что души мучеников сразу идут в присутствие Бога.
Цитата:
Поэтому, когда апостол говорит: “Итак, мы всегда уверены и знаем, что пока пребываем в теле, мы далеки от Господа, ибо мы ходим по вере, а не по видению”, то ясно, что и это не относится к принижению плоти (как будто она отделяет нас от Господа). Здесь он только увещает нас отвратиться от этой жизни, ибо мы далеки от Господа, пока живем. Мы ходим по вере, а не по видению, то есть руководимся надеждой, а не обладанием.
Поэтому он добавляет: “Веруя, мы, однако, считаем большим благом удалиться от тела и пребывать у Господа” — дабы мы ходили больше по видению, чем по вере, и скорее обладали, чем надеялись.
Ты видишь, что и здесь презрение к телам он обращает к превосходству мученичества. Ведь только тот, удалившись от тела, сразу пребывает у Господа, кто по заслуге мученичества будет послан в рай, а не в преисподнюю.
Неужели у апостола не хватило слов для обозначения исхода из тела или он говорит об этом по-новому? Напротив, желая обозначить временную утрату тела, он и сказал, что мы удалены от Него, — ибо тот, кто отправится в путешествие, возвратится в свое обиталище. После этого он говорит для всех: “Мы стремимся быть угодными Богу, пребываем мы вдали от Него или у Него: ибо всем нам должно явиться на суд Иисуса Христа”.
Если всем, то и целыми, если целыми, то явиться должно и внутреннее, и внешнее, то есть и души, и тела: “Чтобы, — говорит он, — каждый получил то, что совершил в теле и сообразно тому, что совершил, — плохое или хорошее”.
Теперь я спрашиваю, как ты читаешь это место, ибо апостол как будто затемнил его перестановкой слов. Что он имел в виду — “должно быть получено посредством тела” или “совершено посредством тела”? Но даже если он имел в виду “должно быть получено посредством тела”, то, вне сомнения, речь идет о телесном воскресении. Если же “то, что совершено посредством тела”, — и тут все должно быть возмещено тем же телом, каким и было сделано. Значит, все это рассуждение апостола с самого начала раскрывается в заключении (где показывается воскресение плоти) и его нужно понимать согласно заключению.
О воскресении плоти 43