Книга Еноха 3 – места, где упоминается книга Даниила
Цитата:
ГЛАВА 28
Стражи и Святые
Рабби Ишма"эл сказал: ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:
(1) Над всеми ними — четыре великих князя, называемых Стражами и Святыми, — высокие, чествуемые, наводящие ужас, возлюбленные, чудесные, благородные и превосходящие всех небожителей; и среди всех
служителей нет никого, равного им, ибо каждый из них в отдельности под стать всем им вместе.
(2) Их обитель — напротив Трона Славы, и они стоят напротив Святого, будь Он Благословен, так что сияние их
обители похоже на сияние Трона Славы, и блеск их образа подобен блеску Шехины.
(3) Они получают славу от Славы Всемогущего и восхваляются восхвалением Шехины.
(4) Более того, Святой, будь Он Благословен, не делает ничего в этом мире без того, чтобы первоначально не
посоветоваться с ними; затем Он действует, как написано: «Повелением Стражей это определено, и по приговору Святых назначено» (Даниил 4:14).
(5) Существует два Стража и два Святых. Каким образом они стоят перед Святым, будь Он Благословен? Учат, что один Страж стоит с одной стороны, а Святой — с другой, (еще) один Страж стоит с одной стороны, и (еще) один Святой — с другой.
(6) Они сбрасывают надменных на землю и возносят скромных ввысь.
(7) Каждый день, когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Троне Суда и судит весь мир — с Книгами живых и Книгами мертвых, открытыми перед Ним, — все сыны высей стоят перед Ним в испуге, страхе, ужасе и трепете. Когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Суде на Троне Суда, Его Одежды белы как снег, Власы Его Головы как чистая шерсть, вся его Мантия сияет подобно яркому свету, и Он весь облачен в Праведность как в кольчугу.
(8) Стражи и Святые стоят перед Ним, как судебные чиновники перед судом; они берут и исследуют каждое отдельное дело, и закрывают каждое дело, которое приходит на Суд перед Святым, будь Он Благословен, как написано: «Повелением Стражей это определено, и по приговору Святых назначено» (Даниил 4:14).
(9) Некоторые из них решают дела; некоторые из них выносят вердикты на Великом Суде на некоторые из них поднимают вопросы в Присутствии Всемогущего; некоторые завершают дела перед Всевышним; некоторые же осуществляют приговоры на земле внизу, как написано: «И вот, нисшел с небес Страж и Святой, Воскликнув громко, Он сказал: “Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его”» (Даниил 4:10—11).
(10) Почему их называют Стражи и Святые? Потому что они освящают тело и душу огненными плетьми на третий день Суда, как написано: «Оживит нас через два дня, на третий день Он восставит нас, и мы будем жить перед Лицем Его» (Осия 6:2).
ГЛАВА 30
Небесный Суд
Рабби Ишма"эл сказал: ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:
(1) Когда Великий Суд заседает на высоте тверди, только великим князьям, в именах которых присутствует Имя YHWH, Имя Святого, будь Он Благословен, позволяется говорить.
(2) Сколько там князей? Есть 72 князя царств в мире, не считая князя мира, который говорит в пользу мира перед Святым, будь Он Благословен, каждый день, в тот час, когда открывается Книга, в которой записано каждое деяние мира, как написано: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:10).
ГЛАВА 33
Небесное судебное разбирательство
Рабби Ишма"эл сказал: ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:
(1) Когда Святой, будь Он Благословен, восседает на Троне Суда, ангелы милости стоят одесную Его, ангелы мира — ошуюю от него, а ангелы разрушения — напротив Него.
(2) Один писец стоит под ним, и один писец стоит над ним.
(3) Славные оерафимы окружают Трон с четырех сторон стенами молний, а офаннимы окружают их, подобно факелам — вокруг Трона Славы; и облака огня и облака пламени — вокруг них, справа и слева. Под ними святые хаййот поддерживают Трон Славы…
ГЛАВА 35
Лагеря ангелов
Рабби Ишма"эл сказал: ангел Метатрон, князь Божественного Присутствия, сказал мне:
(1) У Святого, будь Он Благословен, 496 000 мириад лагерей на высоте тверди Аравот, и в каждом лагере
496 000 ангелов.
(2) Каждый ангел как Великое море по высоте, и вид их ликов подобен молнии; их глаза как огненные факелы; их руки и ноги как полированная бронза, и звучание их голосов, когда они говорят, как шум множеств.
(3) Они все стоят перед Троном Славы в четыре ряда, и могучие князья стоят во главе каждого ряда.
(4) Часть из них говорит «Свят», а часть из них говорит «Благословен», часть выполняет поручения, а часть стоит и служит, как написано: «Тысячи тысяч служили Ему, и мириады мириад предстояли перед Ним;
судьи сели, и раскрылись книги» (Даниил 7:10).
Вот кому и почему так важен этот стих в Писании. Чтобы обосновать свою такую подробную ангелологию. Поэтому возможно, что и не было его в еврейском тексте изначально, о чём свидетельствует текст Септуагинты, а появился он там не без причины, как видим.
Хотя и наличие его в наших Библиях, никак не вызывало нелепых выводов, присущих талмудическим и мистическим евреям, что «Святой, будь Он Благословен, не делает ничего, не посоветовавшись со Своим небесным Судом, ибо написано: "Повелением Стражей это определено..."». (Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 38Ь)
Не имея, к своему счастью, доступа к этому еврейскому мусорнику, мы читали чистые Божественные откровения. Здесь же, в той же самой главе Даниила, ясно сказано:
"по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?" А ещё мы читали такое:
"Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?",
"Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя"А про Ангелов: "Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение"
И если Он и держал совет с ними, то это честь для них, а не Его необходимость! (2Пар.18:18-21)
А, те, из них, кто хотел бы, чтобы с ними постоянно советовался Бог (такой себе небесный парламент), стали Его противниками, нечистыми бесами и конец их предречён. (Иов 1:6; 4:18; 2Птр.2:4)
Для примера: можно ли в здравом уме представить, что имел место быть такой небесный разговор без последствий?
Цитата:
Тогда пришли три ангела-служителя — Узза, Азза и Аза'эл — и стали выдвигать обвинения против меня на небесной высоте, сказав перед Святым, будь Он Благословен: «Владыка мира, не были ли первые правы, когда давали Тебе совет: "Не сотворяй человека!"» Святой, будь Он Благословен, ответил: «Я создал и буду носить, Я буду поддерживать и охранять».
Когда они увидели меня, они сказали перед Ним: «Господь Вселенной! Какое право он имеет восходить в высь высот? Не происходит ли он от тех, кто погибли в водах Потопа? Какое право он имеет пребывать на небе?» Вновь Святой, будь Он Благословен, ответил и сказал им: «Какое право вы имеете прерывать Меня. Я избрал его быть выше всех вас, быть князем и правителем над вами на небесных высотах».
Тотчас все они поднялись, и пошли встречать меня, и простерлись передо мной, сказав: «Счастлив ты и счастливы твои родители, ибо Творец благоволит к тебе».
Примечательно, что Сыну Человеческому из того же видения суда Даниилом, в этой ангелологии места не нашлось. Не нужен Он им у них. Его место занимает там Метатрон - вознесённый Енох. А мессия, это так, рядовой персонаж и при чём не один.