Продолжение.
Заменой любви служат всякого рода формальности, которые мы нередко воспринимаем за чистую монету. В этом отношении показателен Моисеев закон. В нем содержалось масса формальностей, которые необходимо было исполнять. Не кто иной, как сам Бог их установил и, дабы показать из значимость предусмотрел наказание за неисполнение предписанного. Поэтому христианские церкви, ссылаясь на прецедент ветхозаветного закона, оправдывают установленные ими догмы, приписывая их природе божественное откровение. «Попробуйте объяснить, зачем Богу нужны были четко установленные обряды, жертвоприношения, священство - какая в них логика? То было великое таинство! Так и сегодня многое является таинством , если кто-то не понимает этих догм, не может логично их пояснить, то это не значить, что они неверны. Просто это так же недосягаемо человеческим умом, как была недосягаема логика ветхозаветных преданий и насколько были важны они (предания), насколько их неисполнение каралось наказанием, настолько важны и церковные догмы и за их неисполнение предусмотрено такае же мера». – Эта политика свойственна большинству христианских церквей, вышесказанное является своего рода формулой для каждой из них – остается лишь подставить значение.
Но не такая уж это и тайна, если посмотреть внимательно. Все формальное, что составляло Моисеев закон, по своей сути не имело никакого отношения к непреложным принципам любви, установленных в самом начале бытия вселенной, той любви, которая никогда не перестанет быть и не измениться. Это было временно постановление. Не будь оно таковым, то мы до сих пор бы приносили жертвы, совершали обряды и делали многое другое, что предпринимали евреи по закону. Вопрос: для чего человеку нужен был целый ряд временных указаний? Ведь все постановления были ради него, - Богу не нужны ни жертвы животных, ни обряды с массой нюансов, ни храм, ни совершение праздников. Если говорить о неком таинстве, или мистичности закона, то в чем это могло выражаться? Читая ветхий завет мы не найдем свидетельств того, что исполнение всех предписаний оказывало какое либо таинственное влияние на людей. Быть может соблюдение сих обрядов повышало духовный уровень? Тоже нет – как раз в духовном плане евреи постоянно хромали, поступая вопреки воле Бога. И, наконец, в чем выражалась главная составляющая этих формальностей, каким образом они отражали любовь? Это самый важный вопрос, который открывает, кроме всего прочего, смысл таких постановлений.
Одна из главнейших составляющих греха есть формализм. Нам свойственно поступать по букве, опираясь часто не на здравый смысл, не на внутренние природные ощущения, а на чей либо авторитет, на замысловатую логику. Частенько такая логика приводит к умопомрачительным последствиям. Яркий тому пример – сжигание церковью на костре ученых мужей, повальный геноцид, войны между народами, предательство, уничтожение кровных родственников лишь только потому, что они пошли вопреки общепринятого мнения и многие другие подобные случаи. Каждый период истории знаменателен подобными событиями в большей, или меньшей мере. Именно человеческую склонность поступать по букве, использует Злой для введения в заблуждение. Он придает буквам разную окраску, но принцип остается один – подменить, увлечь в сторону, обмануть. Аферист всегда использует для обмана слабости своей жертвы – жадному он предложит очень выгодное предложение, зная что предвкушение легкой прибыли замутит его разум; к доверчивому он вотрется в доверие и , когда тот совсем потеряет бдительность обдерет его как липку; вспыльчивого возьмет в оборот жаркой речью, интригой против него самого, или дорогих ему идей. Сатана самый великий аферист во вселенной, но как бы ни был он велик, а его принцип действия такой же как и у рядового обманщика – использовать слабое место жертвы. Подкрепляет его решительность в этом деле то, что жертва сама не желает осознавать своей слабости.
Но причем тут Моисеев закон, склонность людей к формализму, способы, которыми пользуется для обмана Сатана и заповедь Христа о любви? А вот причем. Когда Бог давал Моисею закон, он давал его не просто так, а с определенной целью. Богу хорошо известна греховная склонность человека все заключать в рамки формальных учений, ведь так было и до того, как он дал Израилю закон. В этом основная проблема человечества – подмена божьих понятий человеческими домыслами, догмами, определениями. Хуже всего было то, что люди не осознавали этого греха, не видя в таком подходе ничего плохого. Закон имел две составляющие , условно говоря, назовем их моральной и формальной. Моральная сторона отражала непреложные законы, заключенные в понятия – любовь , гармония. Формальная являла собой временные постановления относящиеся к многочисленным правилам, обрядам, судебным решениям и т.д. . Моральная сторона может существовать без формальной, а вот формальная без первой превращалась просто в набор сухих правил, бессмысленных букв. Закон как нельзя лучше обличил человека в склонности к формализму, указав на суть греха. Это хорошо видно в библейских эпизодах во времена служения Христа. Учителя множество раз упрекали в том, что он нарушал букву закона – то он исцелил в субботу, то его ученики срывали колосья в субботу же и он не порицал их за это. Для многих было проще пожертвовать человеческой жизнью, здоровьем, чем нарушить закон. Весьма показателен рассказа Христа о молитве праведного фарисея и мытаря, когда фарисей во всем поступал по букве и в этом искал оправдания, мытарь же искал его в духе, раскаиваясь в сердце. Таким образом, закон обличил людей в их склонности следовать букве, более чем любви в этом была его суть и предназначение. Ввиду, теперь уже, бесполезности формальных постановлений, Иисус отменяет все, что было с ними связано, собственно, они потому и были временным, что должны отмениться, сыграв свою роль.
С момента прихода Христа нет теперь смысла людям навязывать, что либо сверх, кроме любви. Время догм прошло, оно себя показало, грехи выявило, теперь остается лишь любовь. К сожалению, христианские церкви вернулись ко временам Моисеева закона , продолжая навязывать всевозможные правила и постановления ,которые никоим образом не относятся к понятию любви. Да и люди по отдельности мало чем изменились – каждый из нас старается найти правило, некую жесткую опору для своих убеждений. Одни находят ее в церквях ,идя на поводу у всевозможных учений, другие же самостоятельно ищут для себя правила в Священном Писании, пытаясь обсмаковать каждую букву, учесть все запятые, выяснить возможные значения того, или иного слова. А истина проста, она в сердце человека, в Божьем духе обитающем там. Слово лишь начаток истины, а сама истина в духе. Дух не смотря на то, что непреложен и однозначен, но он не поддается четким правилам и определениям, его невозможно оформить в рамки на каждый случай жизни. Любая попытка установить жесткие правила, догмы, любые попытки найти их в Писании неизбежно приведут к раздорам среди братьев. Вот оружие Сатаны, вот его обман – под благовидными мотивами он сеет вражду, уводя от основной заповеди Христа, которой он освободил нас от всего формального во славу свободы во имя любви, веры и надежды.
Касательно того, как я проявляю любовь, так вот так и проявляю, что стараюсь избегать формализма, надеяться на Бога во всех сферах моего бытия, учусь прощать, но в то же время не быть размазней, учусь делать добро, но в то же время не мнить из себя добродетеля и о себе не забывать, потому как, если о себе не буду заботиться, то и к другим не будет желания проявить заботу. Одним словом учусь жить по Духу, а не по букве. Я уже не отношусь так ревностно к поиску ответов на каждую библейскую букву ,потому что мне известно основное – что такое любовь, а этого вполне достаточно ,чтобы эти знания применять на практике. Единственно о чем я спорю, так это о бесполезности важности того, что вовсе не важно. Никто из апостолов, или других учеников Христа, письма, которых мы находим в Библии, не спорил о догмах, но их бесполезность они обличали, а заодно и тех, кто их навязывал.
|