Как известно древнееврейское Царство Божье было всецело земное. Они ждали царя-месию, который придёт и победит все народы и наступит вечное Царство Израиля. С енохической традицией и фарисействе, добавилось представление о душе и небесной жизни для праведников. (1Мак.2:58)
Иисус видимо ссылается на эти взгляды в притче о "богаче и Лазаре", а также когда сказал, что Авраам увидел Его.
Проповедь Иисуса однозначно была сосредоточена на Царстве Небесном. Иоанн Креститель был ниже его. Апостолам Он обещал, что возьмёт к себе на небо, к Отцу, сидеть на престолах. А воскресшие будут, как Ангелы на небесах.
Апостолы также были устремлены в небеса, откуда придёт Иисус, изменит их тела и посадит на небесах, чтобы судить мир.
Отсюда так называемые евангелисты, считают, что никакого разделения не будет, а будет только небо, то ли душой, то ли в новом теле.
Во времена Мужей Апостольских тоже все взоры были направлены на небо, где уже находились Апостолы.
Игнатий:
"Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу".
"если пострадаю, – буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным.
Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу.
Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «иди к Отцу». "
Поликарп:
".. от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых, и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним.
Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас, и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа."
Потомки Господа по плоти в конце 1-го века "на вопрос о Христе и Его Царстве, что это такое, где и когда оно явится, они ответили, что оно не от мира и будет не на земле, а на небе с ангелами и явится при свершении века, когда Христос, придя во славе, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому за его жизнь."
Такое представление дожило до середины 2-го века и отражено в мученическом акте о смерти Поликарпа.
"Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприняв венец нетления и веселясь ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших"
Но тогда это представление уже становилось исключением, а представление большинства христиан о Царстве Божьем возвратилось к древнеиудейскому. Об этом мы узнаем от Юстина. В разговоре с иудеем Трифоном мы читаем:
"Скажи же, истинно ли вы признаете, что это место Иерусалима будет возобновлено, и надеетесь ли, что народ ваш соберется и будет блаженствовать со Христом, вместе с патриархами, пророками и уверовавшими из нашего рода, равно как и с теми, которые сделались нашими прозелитами прежде пришествия вашего Христа? Или ты прибег к такому признанию для того, чтобы оказаться победителем в этом споре?
– Я не так несчастен, Трифон, – отвечал я, – что иное говорить, нежели, что думаю. Я тебе и прежде объяснял, что я и многие другие призывают это, как и вы совершенно уверены, что это будет.
Впрочем, как я тебе говорил, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого.
А что касается тех, которые только носят название христиан, а в самом деле суть безбожные и нечестивые еретики, то я показал тебе, что они учат совершенно богохульному, безбожному и безумному... Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами...
А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки."
На такое изменение во взглядах, естественно повлияло Откровение.
"Кроме того у нас некто, именем Иоанн, один из Апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд; как и Господь наш сказал: «не будут жениться, ни выходить замуж, но будут равны ангелам, как дети воскресения Божия»."
Об этом же записал в своих книгах и Папий. "... он говорит, что после воскресения мертвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на этой самой земле." (Евсевий)
"Так и пресвитеры, видевшие Иоанна ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил:
«придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по десяти тысяч лоз, на каждой лозе по 10 тысяч веток, на каждой ветки по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте по 10 тысяч кистей и на каждой кисти по 10 тысяч ягодин и каждая выжатая ягодина даст по двадцати пяти метрет вина. И когда кто либо из святых возьмется за кисть, то другая (кисть) возопиет: «я лучшая кисть, возьми меня; чрез меня благослови Господа. подобным образом и зерно пшеничное родит 10 тысяч колосьев и каждый колос будет иметь по 10 тысяч зерен и каждое зерно даст по 10 фунтов чистой муки; и прочие плодовые дерева, семена и травы будут производить в соответственной сему мере, и все животные, пользуясь пищею, получаемою от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям».
Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует в своей четвертой книге, ибо им составлено пять книг.
Он прибавил следующее: «это для верующих достойно веры. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастаний, – то Господь сказал: это увидят те, которые достигнут тех (времен)». (Ириней)
Все эти взгляды были основаны на Откровении - говорит Ириней:
"И, как говорят пресвитеры, тогда удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т. е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его.
Кроме того, (они говорят), есть различие между обитанием тех, которые принесли плод во сто крат, и тех, которые в шестьдесят, и тех, которые в тридцать крат; одни из них будут взяты на небо, другие будут жить в раю, третьи – обитать в городе; и поэтому Господь сказал, что у Отца много обителей.
Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и чрез такую постепенность они совершенствуются.
Итак, Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном".
Душа при этом не играла большой роли. Она должна была соединиться с телом при воскресения и вместе с телом жить на земле пока не достигнешь нетления. После чего уже на небо в нетленном теле. Без тела душа возносилась лишь у еретиков.
В конце века Поликрат свидетельствовал: "В Асии покоятся великие светила, которые воскреснут в последний день, когда Господь низойдет с неба во славе Своей и разыщет всех святых". Т.е. ни Апостолы, ни другие, ещё не на небе, как думали прежде.
Потом всё изменилось и всё и душа отдельно от тела возносилась на небо, если ты был мученик и Царство земное стало мовитоном.
Так уже упомянутый Евсевий, говоря о Папии, отверг его это представление и ставил под сомнение авторство Откровения от Апостола.
"Он же передает и другие рассказы, дошедшие до него по устному преданию: некоторые странные притчи Спасителя, кое-что скорее баснословное.
Так, например, он говорит, что после воскресения мертвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на этой самой земле. Я думаю, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их преобразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого.
Это явствует из его книг, хотя большинство церковных писателей, живших после него, очень уважало его, как писателя старого, и мнения его разделяли, например, Ириней и другие".
На такое отношение к Царству земному повлияли и еретики. Например один из первых еретиков Керинф, современник Иоанна, учил:
"... земным будет царство Христово; осуществится то, к чему он сам стремился – а любил он плоть и был очень чувствен, – и можно будет жить, как он мечтал: желудок и то, что ниже его, будут вполне удовлетворены едой, питьем и брачным сожитием. Все это он думал облагообразить, называя празднествами, приношениями, жертвами". (Евсевий)
_________________ "Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто.... ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их"
|