dima писал(а):
Глагол ε•περωτα0ο в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы. Например, в Мф. 16, 1: фарисеи ε•πηρωτα0τησαυ — “просили” Христа. Встречается этот глагол еще в Мф. 22, 46; Мк. 9, 32; 11, 29; Лк. 2, 46; 6, 9; Рим. 10, 20; 1 Кор. 14, 35. Отглагольное существительное от него и употребляется в 1 Петр. 3, 21. И нет ни одного случая употребления этого греческого глагола в корпусе Новозаветных текстов в смысле обещания, приношения. Вполне логичен латинский перевод этого слова interrogare, rogare, то есть также — вопрос и просьба.
Вот природный грек и христианин еще вполне ранних времен св. Григорий Богослов (IV век) подтверждает, что речь у ап. Петра идет о даровании доброй совести в крещении (Слово 40, на крещение). Причем контекст богословия св. Григория вообще не допускает толкования крещения как обета: со ссылкой на Екклезиаста (5, 4) Григорий Богослов пишет: “Ничего не обещай Богу, даже и малости; потому что все Божие, прежде нежели принято от тебя”.
(Кураев, Протестантам о православии)
Слушал тут на ютутбе (совершенно случайно) лекцию Кураева как раз по этой теме.
Раньше как-то сильно не задумывался об этом и считал, что крещение - это обещание.
Но сейчас решил все-таки воскресить эту тему разобраться поподробнее и выяснить, что же на самом деле это значит,
ибо обещание и просьба - вообще-то не одно и тоже. Даже совсем не одно и то же.
Смотрю подстрочник тут
http://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/1Pet?3вижу там слово "эпэрОтима" . Словарь тут же дает только одно значение - просьба.
Смотрю другой подстрочник (в бумажном виде)
этот
http://knigionline.com/product/11379-No ... kiy_yazyk/там стоит перевод - обязательство.
Таким образом, действительно, вроде бы, возникает двусмысленность - просьба или обещание?
Одновременно и то и другое это вряд ли может означать.
Попробуем сравнить с другими местами Библии.
1) В Матф.28:19 Иисус велит идти и крестить. Если принять, что крещение - это обещание (крестящегося),
то тогда получается, что Иисус велит идти и брать с людей обещание.
Это сомнительно, так как обещание (Богу) по смыслу фактически клятва, а клятвы давать Иисус не велел (Матф.5:34)
2) А вот просить Бога Иисус очень даже поощрял: Матф.7:7, Матф.21:22,Лук.11:9, Иоан.14:13-14, Иоан.15:7 .
Очень сильная просьба отражена в Пс.50:12
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Получается, что крещение - это, действительно, все-таки просьба Богу, именно в смысле этого псалма.
Обещать Богу, что я очищу свое сердце - опрометчиво, так как человек очень слаб и, практически вряд ли сможет это сделать.
А вот очень сильное желание этого и настойчивая просьба к Богу помочь в этом - это очень похоже на правду.