izgnannik писал(а):
Является веской причиной для запрета на празднование каких-либо праздников тот факт, что некоторые в этом мире используют их как повод предаваться различным излишествам и идолослужению? (1Пет.4:3)
— Не присходит ли тоже самое в этом мире на свадьбах, новосельях, годовщинах событий (что не запрещено Свидетелям Иеговы)?
— Является ли здесь главным сам праздник или склонности человека, а также сообщество, в котором происходит данное событие?
— На каком основании у Свидетелей Иеговы разрешено обручение кольцами жениха и невесты, хотя этот обычай имеет языческие корни, а также некоторые другие подобные обряды, но при этом празднование других праздников, имеющих такое же происхождение, но утративших свой религиозный смысл считается тяжёлым грехом?
— Где в Библии чётко сформулирован запрет или принцип, запрещающий отмечать дни рождения?
— Может ли веским основанием для этого быть факт, что в Библии нигде не упоминается, чтобы служители Бога отмечали день рождения?
— Должны ли христиане поэтому отказаться от всего, что не упоминается в Библии?
— Логичен ли запрет на дни рождения, только потому, что в Библии их отмечали люди не являвшиеся служителями Бога, и их сопровождали трагические события?
Сторожевая башня от 01.09.1992 (страницы 30-31)
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
Избегают ли Свидетели Иеговы празднования дней рождения, поскольку этот обычай имел в древнее время некоторое религиозное значение?
Празднование дней рождения коренится в суеверии и в ложной религии, но это является не единственной причиной того, что Свидетели Иеговы избегают этого обычая.
Во многих местах некоторые обычаи, которые были когда-то по своей сущности религиозными, не являются больше таковыми. Например, обручальное кольцо имело когда-то религиозное значение, но сегодня почти везде это уже не так. Следовательно, многие истинные христиане признают существующий сегодня в их местности обычай носить обручальное кольцо, чтобы засвидетельствовать о том, что человек женат. В таких вопросах, как правило, является важным то, связан ли этот обычай с ложной религией теперь или нет. (Смотри «Вопросы читателей» в Сторожевой Башне от 15 января 1972 года [англ.] и от 15 октября 1991 года.)
Но все же нельзя отрицать, что многочисленные справочные труды показывают основанное на суевериях религиозное прошлое празднований дней рождения. The Encyclopedia Americana (Американская энциклопедия), издание 1991 года, замечает: «В древнем мире Египта, Греции, Рима и Персии праздновали дни рождения богов, царей и аристократов». В ней говорится, что римляне отмечали рождение Артемиды и день Аполлона. В противоположность этому, «хотя израильтяне древности и хранили записи о возрасте граждан мужского пола, доказательств того, что они имели какие-то торжества по случаю годовщин дней их рождения, не существует».
Другие справочные труды описывают истоки празднований дней рождения со значительными подробностями: „Праздники дней рождения начались в Европе давно. Люди верили в добрых и злых духов, иногда называемых добрыми и злыми гномами. Каждый боялся этих духов, того, что они причинят вред отмечавшему свой день рождения, и поэтому он был окружен друзьями и родственниками, чьи добрые пожелания и чье само присутствие защитило бы его от неизвестных опасностей во время празднования дня рождения. Дарить подарки приносило еще большую защиту. Совместная еда также предоставляла дальнейшую охрану и помогала получить благословения добрых духов. Поэтому праздник дня рождения был первоначально предназначен для того, чтобы защитить человека от зла и обеспечить ему приход хорошего года" (Birthday Parties Around the World [Праздники дней рождения по всему миру], 1967 г.).
Эта книга также объясняет происхождение многих обычаев, связанных с днями рождения. Например: «Причина [использования свечей] восходит к древним грекам и римлянам, которые считали, что свечи или фитили для зажигания свечей обладают магическими свойствами. Вместе с пламенем свечей они возносили свои молитвы и передавали свои желания богам. Боги ниспосылали свои благословения и, возможно, отвечали на молитвы». Другая информация о подобных предпосылках предоставляется на 69 и 70 страницах книги Reasoning From the Scriptures (Рассуждение на основании Писаний), опубликованной Обществом Сторожевой Башни.
Однако, как уже упоминалось, этот вопрос включает больше, чем только знание о том, носило ли празднование дней рождения в прошлом или носит ли и в настоящее время религиозный характер. Библия поднимает вопрос о днях рождения, и зрелые христиане мудро воспринимают любые указания, которые она предоставляет.
В древности служители Бога записывали, когда рождались люди, что позволяло им высчитывать возраст. Мы читаем: «Ною было пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета». «В шестисотый год жизни Ноевой...разверзлись все источники великой бездны» (Бытие 5: 32; 7: 11; 11: 10-26).
Как упоминал даже Иисус, среди Божьего народа рождение детей было благословенным и счастливым событием (Луки 1: 57, 58; 2: 9-14; Иоанна 16: 21). Тем не менее, служители Иеговы не увековечивали дату рождения; они соблюдали другие праздники, но не дни рождения (Иоанна 10: 22, 23). Encyclopedia Judaica (Иудейская энциклопедия) говорит: «Празднование дней рождения неизвестно в традиционном иудейском ритуале». Труд Customs and Traditions of Israel (Обычаи и традиции Израиля) замечает: «Празднование дней рождения было заимствовано из обычаев других народов, так как никакого упоминания об этом обычае у евреев не сделано ни в Библии, ни в Талмуде, ни в писаниях мудрецов более поздних времен. Фактически, это был древний египетский обычай».
Эта связь с Египтом ясно видна из примера празднования дня рождения, о котором рассказывает Библия, того, которое истинные поклонники не отмечали. Это был пир по случаю дня рождения фараона, правившего в то время, когда Иосиф находился в египетской тюрьме. Некоторые из тех язычников, наверное, радовались устроенному пиру, однако день рождения был связан с тем, что главному хлебодару фараона отрубили голову (Бытие 40: 1-22).
Подобный неблагоприятный свет проливается на празднование другого дня рождения, описанного в Библии, - дня рождения Ирода Антипы, сына Ирода Великого. Это празднование дня рождения едва ли представляется в Библии как лишь невинное торжество. Напротив, оно привело к тому, что Иоанну Крестителю отсекли голову. «Ученики же его пришедши взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу», который «удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Матфея 14: 6-13). Можешь ли ты представить себе, что тех учеников или Иисуса привлекал бы обычай празднования дней рождения?
Ввиду известного происхождения празднования дней рождения, и, что еще более важно, неблагоприятного света, в котором они представляются в Библии, Свидетели Иеговы имеют достаточное основание воздерживаться от этого обычая. Им не нужно следовать этому мирскому обычаю, потому что они могут собираться вместе и с радостью принимать пищу в течение всего года. Дарить подарки не является обязательным или принудительным на совместной встрече; можно добровольно делиться подарками в любое время из щедрости и искренней привязанности (Притчи 17: 8; Екклесиаста 2: 24; Луки 6: 38; Деяния 9: 36, 39; 1 Коринфянам 16: 2, 3).