Неожиданный факт открыл я для себя, когда, не будучи уже СИ, попытался перечитать апостольские послания: тот образ раннехристианской общины («собрания»), который достался мне в наследство от Организации, никак не соответствовал тому о чем я читал… Помню, я тогда размышлял: и это Церковь Христова? В одном месте там блуд при попустительстве «ответственных братьев», в другом - расколы и непримиримая вражда между различными группировками и тому подобное… А грозные предупреждения Самого Христа некоторым Церквям в Откровении? Соблазнов, камней преткновения и волнений вокруг церковной жизни в Апостольский век было, наверное, не меньше, чем в наши дни… и я попытался честно ответить самому себе на вопрос, стал бы я христианином, окажись в те времена? С тем, настроем и представлениями, которые остались у меня после общения со Свидетелями, вряд ли… Но очень скоро я понял правоту слов Спасителя о том, какою мерою меришь, такой и тебе отмерено будет… С легкостью я требовал от других, называющих себя христианами, каких-то высоких образцов поведения по отношению к Богу и к ближнему, но когда рвение и горячность неофита поутихли, обнаружил что сам-то не в силах их явить…
В том-то и дело, что мы очень многое приносим в Церковь с собой: свой нрав, свое воспитание, свои жизненные понятия, а главное - свою грехом поврежденную душу… Вступили мы в Церковь, но навыки и настроение, полученные в мирской жизни, остались с нами… Страсти только тогда начинают ослабевать в человеке, когда он со всей решимостью готов действовать против них покаянием и борьбой по указаниям Священного Писания, а главное опыта совершенной христианской жизни, который хранит Церковь… В противном случае, лишь только возникнет удобная ситуация – грех вновь возьмет над человеком свою власть, будь он мирянин, священник или епископ... Притом, среди соблазнов (и духовно-нравственных, и мировоззренческих) решимость к борьбе, к преодолению себя есть не во всех христианах… По крайней мере для многих вести такую борьбу крайне затруднительно… Именно по этой причине в Церкви можно всегда видеть две крайние противоположности — полноту Святости и язву человеческой немощи… Но весь исторический путь Православия со всей очевидностью свидетельствует, что те христиане, которые в максимально возможной для себя мере пытаются реализовать святоотеческий опыт жизни во Христе и со Христом, непременно обретают благодать им сообщается Дух Божий и Сам Бог действует в них. Это происходит независимо от того, какие кризисы или нестроения переживает поместная церковь., ведь восходить к Небу только собственная греховность мешает, а не патриаршая, епископская или священническая… Между тем, даже те, кто теплохладен или совсем бесчувственен в Вере,и вот в чем великая милость Божия, до конца своей земной жизни не лишаются возможности спастись… через обстоятельства, через окружающих, через огонь совести, через ощущение пустоты их прозябания, перед такими людьми вновь и вновь возникает перспектива положить начало настоящей христианской жизни… Поразительно: в то время, как мы произносим окончательный приговор над человеком, Господь изыскивает средства к его спасению… Лишь только тогда, когда, по выражению Святителя Игнатия Ставропольского христиане, подобно иудеям, окончательно охладеют к жизни по Вере, когда они совсем оставят без внимания духовную борьбу и все внимание обратят на свою земную жизнь, только тогда они буду подвергнуты суду… И как бы нам, братья, не оказаться в числе осужденных…
_________________ Молчание лучше и удивительнее всяких бесед назидательных... (Прпп. Варсонофий и Иоанн)
Молчание есть тайна будущего века, а слово – орудие этого мира... (Прпп. Каллист и Игнатий)
|