Текущее время: Чт мар 28, 2024 7:54 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О Богопознании
СообщениеДобавлено: Вс янв 16, 2011 8:20 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 8:47 am
Сообщения: 2270
Целью жизни каждого христианина является познание Бога. Мы часто слышим и говорим эти слова. Но, что в действительности означает познание Бога? Что включает в себя этот процесс? Казалось бы ответ лежит на поверхности: познавать Бога значит узнавать о Нем. Познание в нашем представлении есть прежде всего акт рассудочно-мозговой и сводится он, как правило, к сбору и осмыслению информации о познаваемом объекте. В случае богопознания, Творец выступает объектом, а мы - субъектом познания. Во всяком случае, именно такую мысль слов Христа из Ин 17:3, пытается передать ПНМ : "Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе". Итак, приобретение знаний о Боге - путь к вечной жизни. Однако, такой подход кажется мне заметным упрощением. Мысль подлинника глубже: "А Жизнь Вечная заключается в познании Тебя - единого истинного Бога - и Того, Кого Ты послал, - Иисуса Христа" (пер. Лутковского). Сводится ли познание Бога к приобретению знаний о Боге? Попробуем разобраться.

Известно, что язык несет в себе отпечаток мировоззрения его носителя. Интересно, что как в древнееврейском, так и в древнегреческом, слово "познание" в переносном значении означало вступление в половые отношения. Так, в Бытие 4:1 читаем: "Адам познал Еву, жену свою", а в Евангелии: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лук.1:34). И это неспроста, в этом сокрыт глубокий смысл. Высший уровень познания (древр. "даат") - это соединение. Познать - значить соединиться. При познании на уровне "Даат" человек вступает в глубокую личную связь с объектом, и эта связь должна быть не просто информационной, внешней, интеллектуальной, - но она должна быть внутренней, затрагивающей самые основы личности и меняющей эту личность. При этом объект познания включается внутрь "интимного пространства" познающей личности.

Не случайно Тора рассказывает нам именно о съедении плода "Дерева (Познания) Даат". Именно поэтому слово "Даат" употребляется в иврите также и для обозначения интимных отношений мужчины и женщины, как например в стихе Бытие 4:1, потому что это познание означает создание связи между ними, а не просто получение формальной информации друг о друге. Переход именно на такой интимный уровень познания по отношению к Добру и Злу произошел у человека после съедения плода Дерева Познания.
Сам процесс такого познания - Даат - отождествляется в Торе с поеданием, ибо в результате его Добро и Зло из внешней информации становятся неотъемлемой частью человеческой личности, Добро и Зло перестают быть чем-то посторонним для Адама, они становятся частью его собственного "Я".

Когда Христос говорит: "вы познаете Истину, и Истина дарует вам свободу" (Иоан.8:32), он не просто подразумевает получение информации о Истине, нет познать Истину означало принять Истину в себя, причаститься ей, приобрести реальный опыт жизни в Истине. Что есть Истина? Христос, как Личность, является Истиной, и путем и жизнью (Ин 14:6). У Уильяма Баркли есть интересная иллюстрация на эту тему:

Цитата:
Предположим, что мы попали в чужой город и спрашиваем дорогу, и тот, к кому мы обратились, говорит: "Поверните на первом углу направо, потом на втором налево, пересеките сквер, пройдите мимо церкви, на третьем углу поверните направо и нужная вам улица будет четвертой налево". Скорее всего, мы заблудимся не дойдя и до половины этого пути. Но предположим, что спрошенный нами человек говорит: "Пойдемте, я вас проведу туда". В таком случае этот человек сам становится для нас путем и мы никак не можем заблудиться. Вот так поступает с нами Иисус. Он не только дает советы и указывает направление, но берет нас за руку и Сам ведет, укрепляет, направляет изо дня в день. Он не говорит нам о пути, но Сам является путем.


Писание говорит: "Вкусите, и увидите, как благ Господь!" (Пс 33:9). И опять выражена та же мысль о познании-"Даат": вкусите, сделайте Его частью себя, соединитесь! Апостол Павел был тем, кто пришел к такому познанию: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20). Познать Бога можно только уподобившись ему,по сути соединиться с ним, приобщиться к нему. Апостол Иоанн писал: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоанна 4:8). Значит мало лишь приобрести знания о Боге, нужно уподобиться ему, стремясь к святости. Что мешает нам такому богоуподоблению? Наши собственные страсти. Однако выход есть:

"Так как Божественная сила Его даровала нам всё для жизни и благочестия чрез познание Призвавшего нас по Его собственной славе и совершенству - ими она даровала нам многоценные и величайшие обещания, чтобы чрез них вы стали причастниками Божественного естества, убегая от растления похотью, которое в мире" (2Пет.1:3,4).

Человек несет в себе Божий образ. Совершенный человек несет совершенный образ Бога и является сыном Божьим. Человек грешный несет в себе поврежденный образ Бога и потому сыном Бога сам по себе быть не может. Однако искупленный и возрожденный Духом христианин, получая благодать через действие Бога, усыновляется Богом. Теперь, благодаря искуплению и действию благодати, происходит исцеление поврежденной человеческой природы, или если сказать иначе, - восстановление поврежденного образа Божия в несовершенном человеке. Все это совершается действием Бога в соработничестве с человеком. Да, только Господь в силах, не без нашего хотения, исцелить наше ненормальное естество. Возможно это только, если мы станем сопричастными Божественной природе.

Но как человек из плоти и крови может стать сопричастным естеству Бога? Мне кажется, это стало возможным через воплощение Божественного Логоса. Православная традиция отвечает на этот вопрос: "Причастниками же Божественного естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято" (Феофилакт Болгарский)

_________________
"Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии" (бл. Августин Иппонский)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron