Текущее время: Чт мар 28, 2024 3:55 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Вс июн 20, 2010 5:20 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 16, 2009 12:22 pm
Сообщения: 2352
Откуда: Витебск, Беларусь
Дочитал фрагмент книги Гранина "Причуды памяти" и был поражен глубиной разоблачения. чувствую, как кто-то меня обнажил. и вот я совсем голый.

если интересно. откуда взялся такой эффект, то вот отрывок. правда, не маленький.


КЕНТАВР ВНУТРИ НАС

Рожденная из шуток кентавристика, ни на что не претендуя, своим легкомыслием будоражит и нечто серьезное, она толкает мысль по нетривиальному пути.

Я задумался, слушая рассуждения Даниила Данина:

- Конь не может сбросить всадника, а всадник не может сойти с коня. Вот что интересно в кентавре!

По мере того как он рассуждал о безвыходном положении полюбившегося ему существа, я все явственней различал следы кентавра в себе самом. Раньше мне это и в голову не приходило. Несомненно, кентавр когда-то во мне был или пребывал, или еще есть. Обнаружить в себе такую тварь неприятно, еще хуже, когда не знаешь, в каких отношениях ты с конем. Или всадником? Где ты — внизу или наверху?

Сперва думаешь о двуликости. Кентавр как воплощение двойничества. Характерно, что именно это прежде всего приходит в голову. Если бы Россия сохранила язычество, то в XX веке ее главным богом стал бы двуликий Янус, бог который олицетворяет двойственность. К одним — с печалью, к другим — с улыбкой, к одним — с обещанием, к другим — с угрозой. Двойственность двери, которая ведет внутрь, и она же ведет наружу. Снаружи она видится как вход, изнутри — как выход. В Янусе два лика несовместных, противоположных, будущее и прошлое, так что истинное лицо его неизвестно. Этот бог, можно сказать, спасал нас. Двуликость, а затем и многоли-кость стали условием выживания человека в советские годы. Ему приходилось говорить не то, что он думает, делать не то, что он хочет, верить в то, во что он не верил, изображать того, кем он не был, учить своих детей тому, чему не следовало бы учить, и так во всем.

Способность человека раздваиваться, расстраиваться и далее разделяться — велика. Быть одним с начальником, другим — со своими коллегами, третьим — дома с родными, четвертым — с самим собою (если решиться на такую встречу), пятым — с Господом Богом. Советская действительность не исчерпала всех возможностей, но достигла невиданной прежде расщепленности личности. Лицедейство стало массовым искусством; изменчивость, хамелеонство, мимикрия — спасительными приемами. За многие годы умение не быть самим собой достигло совершенства. Выживал и преуспевал тот, кто легко сменял свои облики, совмещал несовместимое. Это, наверное, нельзя определять как притворство, надевание масок. Только что мы славили ленинградских руководителей, затем, когда их осудили, с таким же пылом должны были клеймить их.

Ярый ортодокс сочетался со скептиком, активный пропагандист партийных лозунгов, придя домой, издевался над своими речами. Отец требовал от сына честности и просил его не спорить с учителями, соглашаться с их ложью. Несовместимые, противоположные воззрения уживались в одном человеке, что не проходило безнаказанно. Смена ликов уродовала сознание. Растворялось, гибло собственное "я". Человек всячески уклонялся от размышлений, самосознание пряталось от него. "Янусизация", если так можно назвать, была насилием над человеческой природой.

Кентавр в этом смысле предстает перед нами как существо цельное. Получеловек-полуконь соединены в один организм. Это не гибрид, ибо гибрид возможен, здесь же соединение явно невероятное. Поэтому оно и осуществленное в человеческой фантазии. Почему, зачем — другой вопрос.

Подхваченные мифом кентавры жили себе и поживали, размножались, сражались, обладали характером, никак не страдали от своей несовместности.

Двуликость требует притворства, притворяться — значит, изображать то, что тебе не свойственно. Лик один, лик второй, но где-то под ними подразумевается скрытая подлинность (если она сохранилась).

Кентавр — не двуликость, кентавр — две истины, которые не уничтожают друг друга, они соединены потребностью противоположностей, своей полярностью. Человек в этом смысле состоит тоже из полярных величин: из добра и зла, в нем есть и худшее, и лучшее, он мал и велик, слаб и силен, мудр и глуп.

На всякого мудреца довольно простоты, нет-нет да она проявится. Но речь идет не о проявлениях, а об источниках, о тех совмещенных существах, которыми полон наш внутренний мир.

Начну с примера, близкого мне. Работа писателя выработала потребность наблюдения за людьми, их жестами, настроениями, поступками. Объектом наблюдения стал я сам. Я — гражданин, я — бытовой человек, я — друг, я — отец... Моя личность стала постоянным объектом моего же анализа. Я — исследователь и я — предмет исследования одновременно. Я — человек, который живет своей жизнью, и я — писатель, который изучает этого человека. Такова в той или иной степени природа писательской работы у большинства писателей. Дневники Л. Н. Толстого показывают, как пристально, постоянно, прямо-таки неотступно изучал он свои поступки, свои решения, какой это был институт по изучению Льва Николаевича Толстого:

"10/22 марта 1884 г. Встал рано, убрал комнату. Миша пролил чернила. Я стал упрекать. И, верно, у меня было злое лицо. Миша тотчас же ушел. Я стал звать его; но он не пошел и занялся рисованием картинок. После я послал его в комнату Тани. Таня сердито окрикнула его. Он тотчас же ушел. Я послал его еще раз. Он сказал: „Нет, я не хочу, где сердятся, там нехорошо". Он уходит оттуда, но сам не сердится, не огорчается. И его радости и занятия жизни не нарушаются этим. Вот чем надо быть... Очень я не в духе. Ужасно хочется грустить на свою дурную жизнь и упрекать. Но ловлю себя.

27 марта... Зашел к Усову и просидел до часу. Праздный, пустой и непрямой, нечестный разговор: пересуды, выставление своих знаний и остроумия. Я во всем принимал участие и вышел с чувством стыда".

И вот так из года в год он следил за собой, оценивал себя, свои грехи и упущения. Обе ипостаси "писатель—человек" срослись, совместились, образуя кентавра, где, скорее всего, писатель — человечья половина, а человек — это конь.

Другой пример: отец — ребенок. Я выступаю как отец своего ребенка и одновременно как сын своей матери. Соседство отнюдь не простое. Я требую постоянной любви и уважения от своего чада, но куда в меньшей степени делаю это для своей матери.

Ощущает ли себя кентавр больше лошадью или больше человеком? Или такого вопроса для него нет. То есть ощущаю ли я себя сыном-отцом одновременно? На первый взгляд, нет. Но тогда спрашивается, откуда же угрызения совести, чувство вины, не есть ли соединение отец-сын чувство шва? Мне могут заметить, что когда кентавр скачет, он ощущает себя конем, когда он стреляет из лука, он — человек. Однако внутренний кентавр не рефлектирует, он выступает во всей цельности своих противоположностей, тем он нам и интересен.

Кентавры на исходе XX века в России проявляют себя все интенсивнее: я хочу уехать, покинуть эту страну, мне ненавистны ее беззакония, разруха, противно видеть, как ее разворовывают, меня отвращает борьба за власть... Я не могу покинуть ее, потому что люблю ее, жалею, потому что защищал ее, потому что люблю этот народ, люблю наши интеллигенцию, наши традиции, нашу природу. Ненависть и любовь, боль и привязанность, жалость и возмущение, я эмигрант и я иммигрант, я защищающий и я отвергающий, все спуталось, срослось, сосуществует в мучительной двузначности.

Как известно, кентавры имели нрав необузданный, были буйны и агрессивны, Вызвано это было их функциональной неопределенностью. Они не очень представляли себе, для чего они нужны. Так маленькие домашние собачки, всякие болонки обычно злы, не видя своей предназначенности. Человек назначен мыслить, стоячий образ жизни для размышлений неудобен, сидеть же на четырех ногах невозможно. Между тем именно сидячесть имела неоцененное еще значение в умственном развитии человека. Кентавристика как наука родилась благодаря письменному столу и стулу в доме ее основателя.

Хотя бы отчасти она позволяет по-новому взглянуть на человека — наиболее таинственное явление в этом мире. Именно через невозможные соединения, именно через сочетание несо-. четаемого, то, что составляет сущность кентавра, значение его для человеческой души.

История последних лет порождает все новых кентавров, порой фантастичных. Так последние события в России явили миру во всей своей наготе так называемых красно-коричневых.

Четыре года шла война на уничтожение между коммунизмом и фашизмом, вернее, между коммунистами и фашистами. Гитлеровский нацизм был разгромлен. И вот спустя полвека в России, стране-победительнице, которая освободила мир от фашизма, возродилась новая разновидность: коммунист-фашист. Под красным знаменем, на котором вместо серпа и молота изображена свастика, шествуют верные последователи Ленина и Гитлера. Они проповедуют национализм, ненависть к инородцам, великую русскую Империю. Непримиримые, казалось, идеологии слились, смертельные враги заключили союз, дети и внуки тех, кто воевал друг с другом с непримиримой ненавистью, действуют заодно против демократии. Общий враг заставил из забыть о разногласиях. Такой идеологический кентавр опасен, как летающий тигр, мы не умеем с ним бороться.

Мифологического кентавра художник запросто изобразит, он зрительно распознаваем, внутренний же, душевный кентавр — это не наглядная тварь, он невидим, не дышит, не скачет, человек прячет его в своей душе. Тем не менее великие писатели распознавали это чудище, они видели, как звериное причудливо соединялось с человеческим, страдающее — с преступным, вспомним лермонтовского Демона, пушкинского Сальери. Таких героев мировая литература знает немало, история также.

Человек готов смириться с тем, что может быть то плохим, то хорошим в зависимости от обстоятельств. Куда труднее признать, что в душе его могут уживаться и хищник, и ангел. Если я утверждаю, что кентавры живут внутри нас как сочетание несочетаемого, как соединение противоестественного, то спрашивается, почему такое противоречие существует устойчиво, что поддерживает его существование? Почему совесть, религия позволяют торжествовать кентаврам? Почему не сокрушают его?

Давно известно, что в человеческой душе могут уживаться и черт, и ангел, самое лучшее и самое худшее. Как заметил Паскаль: "Человек, желая стать ангелом, становится зверем". Возможности человека не измерены ни в сторону добра, ни в сторону зла. Весь предыдущий опыт для этого недостаточен, XX век это показал. Человек как был тайной, так и остается. Душа его тем более. Что хранится в ней, какова ее жизнь?

Кентавр нечто иное, чем соседство. Я говорю о внутреннем кентавре. В наиболее общем виде "кентавр внутренний" — симбиоз, в котором соединяются и живут, казалось бы, исключающие, неприязненные состояния... Кентавристика? Кентавристы — путешественники, с любопытством озирающие неизвестную им страну, куда занесла их легкомысленная игра ума. В этой несерьезности чаще всего бывают прекрасные находки.

Кентавры, русалки, минотавры, горы — множество созданий такого рода возникали в мифах разных эпох и народов. Человек-птица, человек-рыба, человек-змея, можно вспомнить сфинксов, нику — их всегда творило мифологическое сознание. Наверное, они, кроме всего прочего, выражали потребность человека совместить несовместимое.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Вс июн 20, 2010 7:08 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 25, 2010 10:01 pm
Сообщения: 898
Откуда: Киев - Петропавловск-Камчатский
По мотивам Даниила Гранина "Кентавр"

_________________
Всё испытывайте -- доброго держитесь !
апостол Павел


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Вт июн 22, 2010 2:33 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 09, 2005 3:00 am
Сообщения: 6226
Откуда: Palmira Australis :)
dima писал(а):
Кентавр нечто иное, чем соседство. Я говорю о внутреннем кентавре. В наиболее общем виде "кентавр внутренний" — симбиоз, в котором соединяются и живут, казалось бы, исключающие, неприязненные состояния..
Сами древние греки вкладывали в кентавров соединение двух природ, в котором в "диком" состоянии животное начало преобладало над человеческим.
Кентавры были знаменитьы любовью к пьянству, обжорству, буйным выходкам, дракам, сексуальным подвигам с криминальным оттенком.
Другое дело - Хирон - мудрый кентавр, наставник Асклепия, Геракла, Ахилла.
Он, наоборот, олицетворял гармонию и преобладание духа над плотью.
Хирон был помещен на небо в виде созвездия Стрельца и является героем греческих мифов. Которые тоже не были простыми сказками.
Цитата:
Обращаясь к мифу, человек опирался на предсуществующие ему принципы и законы, и поэтому был уверен в правильности своих действий, в вершении своей судьбы. По сути дела мифы — отражение земной реальности, земных дел, отношений. Мифы и Боги их населяющие это — архетипы, принципы, отражающие все варианты и возможности земного бытования. Мифы в состоянии сколько угодно много и вариабельно изменяться, дополняться подробностями, обрастать присущими им архетипическими чертами и проявлениями, которые позже брались за образец.
Миф — это надсуществование земных деяний, их основа, оправдание.
Короче - вон откуда эти "ноги" растут. :yes: Это я еще астрологию не трогала. :wink:
Цитата:
Кентавры, русалки, минотавры, горы — множество созданий такого рода возникали в мифах разных эпох и народов. Человек-птица, человек-рыба, человек-змея, можно вспомнить сфинксов, нику — их всегда творило мифологическое сознание. Наверное, они, кроме всего прочего, выражали потребность человека совместить несовместимое.
Или же желание слияния с природой, с которой мы глубоко разделены.
Или отражали вИденье в себе зверя... Животные черты...
Дуализм, который раскрыл Павел, говоря "В членах же своих вижу иной закон... Когда хочу доброго, прилежит мне злое..."
Глубоко, прямо в природе человека скрыты качества, которыми он наделял животных...
Такое вот, стихийное и древнее предощущение сущности первородного греха... Всеобщего искажения, требующего духовной победы над собой...

_________________
...Не бойся, только веруй!..Лк8:50


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Пт июн 25, 2010 2:55 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 16, 2009 12:22 pm
Сообщения: 2352
Откуда: Витебск, Беларусь
меня больше всего поразило вот это:

Ощущает ли себя кентавр больше лошадью или больше человеком? Или такого вопроса для него нет. То есть ощущаю ли я себя сыном-отцом одновременно? На первый взгляд, нет. Но тогда спрашивается, откуда же угрызения совести, чувство вины, не есть ли соединение отец-сын чувство шва? Мне могут заметить, что когда кентавр скачет, он ощущает себя конем, когда он стреляет из лука, он — человек. Однако внутренний кентавр не рефлектирует, он выступает во всей цельности своих противоположностей, тем он нам и интересен.


ловлю себя часто на мысли, что сделанное мною добро оказалось злом, а зло - добром. При этом во многих случаях до совершения и после - воспринимается вполне осознанно. и наличие шва, как точно сказано. иной раз хочется нащупать его, а он ускользает от моего интуитивного осязания.

да лошадь я, лошадь. и чем больше это осознаю, тем больше не человечиваю. грустно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Сб июн 26, 2010 3:02 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 09, 2005 3:00 am
Сообщения: 6226
Откуда: Palmira Australis :)
dima писал(а):
ловлю себя часто на мысли, что сделанное мною добро оказалось злом, а зло - добром. При этом во многих случаях до совершения и после - воспринимается вполне осознанно. и наличие шва, как точно сказано. иной раз хочется нащупать его, а он ускользает от моего интуитивного осязания.

да лошадь я, лошадь. и чем больше это осознаю, тем больше не человечиваю. грустно.
Понимаю, еще как понимаю...
Сама от того же "дергаюсь". :( :yes:

Только все равно - не лошади мы!
Это природа человеческая - дух, живущий через плоть - так себя проявляет.
Только мы пали, и дух наш слаб. Не может он как замыслено - сплавить коня и человека, чтобы не было ни коня, ни человека - один Сын Божий...
Христос думаю для того и родился человеком, чтобы показать - Не лошади вы! А будущие боги..

У К.С.Льюиса в "Расторжении брака" есть место, где он описывает человека, одержимого похотью. И то, во что этот симбиоз превращается при духовном исцелении, восстановлении Замысла о нас. Думаю - это как раз о "кентаврах" написано.
Если не читал - очень рекомендую. :yes:

_________________
...Не бойся, только веруй!..Лк8:50


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Вс апр 14, 2019 5:50 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2018 8:07 pm
Сообщения: 62
Принцесса на приеме у психолога

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Вс апр 14, 2019 7:44 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2018 8:07 pm
Сообщения: 62
dima писал(а):
Если бы Россия сохранила язычество, то в XX веке ее главным богом стал бы двуликий Янус, бог который олицетворяет двойственность.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Пн апр 15, 2019 11:15 am 

Зарегистрирован: Сб окт 17, 2015 3:16 pm
Сообщения: 6132
Вообще-то этот символ(двухглавый орёл) -один из свидетельств позорного предательства Московским княжеством Договора с союзным Тверским княжеством.
Этот герб символизировал их двойственный союз, но Московия -подло напала и завоевала Тверь!
...-Ничто не забыто! :prankster:

_________________
С ув., мипо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об янусизации и кентавризации
СообщениеДобавлено: Пн апр 15, 2019 7:12 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 03, 2018 8:07 pm
Сообщения: 62
мипо писал(а):
Ничто не забыто!
Власть изначально имела довольно двойственный характер, то ли она вся от Бога (Рим.13:1-2), то ли вся у лошади (Лук.4:5-8). Если кто-то получал какую-то власть, то к нему тут же беспрепятственно приходил и дьявол, что бы все отобрать (у людей, начиная от Адама и Евы) и в глазах зрителей могло показаться, что ее отдали добровольно, но понятно, что имея свободный доступ к мозгу и телу можно крутить цирк как угодно. "Проведение через огонь" можно считать неким вариантом духовной педерастичиской инициации, приводящим у людей к шизофрении (Рим.7:19), огонь (солнце, РА и т.д.) стихия дьявола.

В чем например прикол, что бы привести войну на мирные "горы Израиля"?

... поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище... (Иез.38:4)

Разве это не свои (Ис.14:20)? Но ведь войну, согласно текста приводит Бог!

И в качестве апофеоза убийство самого Иисуса Христа на небе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 71


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron