Анализируя места Писания, можно сделать вывод, что посты могли быть: - частными и общественными - накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, - продолжаться в течение одного дня или быть многодневными.
Посты предпринимались перед принятием важных решений или начала служения, как в случае Моисея, Иисуса и апостолов, в знак покаяния, как в случае Ахава или пост ради другого человека, для обретения им силы и поддержки Божьей для решения трудной задачи, как в случае Эсфири. (Есф. 4,16: )
Исторически в христианских конфессиях сложились различные понимания поста. Изначально, еще до разделения Церкви, в 1054 году (на Западную и Восточную), пост, особенно в ранней Церкви был очень строгим и обязательным. Церковь требовала от людей не только отказа от пищи, но иногда также и от воды. В «Апостольских постановлениях» разрешалось лишь употребление хлеба и овощей, запрещалось мясо и вино. Всякая радость считалась нарушением поста Обязательное соблюдение 40-дневного поста, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
Однако уже в те времена существовали люди, которые считали такие постановления ошибочными. Реакция церкви чаще всего сводилась к провозглашению таких людей еретиками и... к усилению поста. Одним из разновидностей поста было «сухоядение», когда люди питались лишь сушеными плодами и овощами
Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году.
_________________ "Будь готов принять то, что дано тебе испытать" Ф.Герберт "Дюна"
|