Так какой итог можно провести всему-всему вышесказанному, где каждый высказал какую-то истину по этому вопросу?
Сначала надо уяснить, что не каждое преломление сникерса или употребление бутерброда, это та самая «Вечеря Господня», даже, если «принимается с благодарением».(1Тим.4:3-5) Павел прекрасно понимал разницу в том, чтобы просто поесть (с благодарением естественно), например в «капище» или с грешником и памятный вечер в честь Господа.(1Кор.5:11; 8:8-10) Это в первую очередь явствует из самого текста об этом. Цель такой особой встречи не поесть и попить (пусть даже с благодарением), а помянуть «смерть Господа» спасительную для нас, а для принятия пищи есть собственные дома или другие случаи. «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? ….А если кто голоден, пусть ест дома». Празднество названо «Ужин Господа», а не обед или завтрак и т. д., как точное отображение ситуации с ним связанной, как говорит Павел: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был…. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете». Даже не каждое совместное употребление пищи с самим Иисусом, являлось тем самым специально учреждённым таинством! (Лк.9:16; 22:15-17; 24:29,30,35)
Далее, христиане собирались на совместные встречи, которые сопровождались совместными обедами. (Дн.2:46; 4:32-35; 20:7,11) И, если это были еженедельные встречи, как у евреев суббота, то выбор, когда их проводить падал на первый день недели, когда воскрес Иисус. Возможно такая традиция была только у христиан из язычников, а в Иудее христиане так и продолжали собираться по субботам. Но, как бы то ни было, это не памятные «Ужины Господа», соответствующие пасхальному времени, даже, если на тех встречах и вспоминали о Господе и Его смерти – христианин всегда вспоминает о Господе и Его смерти, а тем более на совместных встречах. (Мф.18:20; 2Кор.4:10,11) Ведь смерть Христа – это Пасха христианская, которая имеет смысл отмечаться раз в году, как священное событие. (1Кор.5:7; Евр.9:7-12) А, если делать её каждую неделю, то теряется весь сакральный фон, стирается особенность именно этого времени событий и превращается в формальное церемониальное благодарение. Иисус, ведь целый год что-то совершал и если каждый раз вспоминать только это событие и всё время думать только о нём, то когда тогда вспоминать другие и думать о них? А в Библии ещё довольно много историй, чтобы вспоминать о них и обдумывать.
Теперь о так называемой «евхаристии», как термине, о котором говорит Иустин, Ириней и последующие церковные богословы. (Апол.65-67; «Прот. ер.» 4.18.5; 5.2.2,3) Речь идёт о так называемом таинстве причастия, когда хлеб и вино наполняются волшебными свойствами и питают верующего к бессмертию. Несмотря на то, что истоки этого обряда и такого представления в том самом дне и тех самых символах, это не тоже самое, что «праздник спасительной Пасхи», споры о котором будоражили церковь в тоже самое время, когда писали Иустин и Ириней – сам Ириней принимал в них активное участие.
Евсевий «Церковная история» кн. 5. 23-25: «...праздник спасительной Пасхи следует назначать на четырнадцатый день лунного месяца, в который иудеям велено было заклать агнца – на какой бы день недели ни пришлось четырнадцатое... пост следует прекращать только в день Воскресения Спасителя нашего... Епископы по этому поводу созывали Соборы и совещания; все единодушно постановили – и письменно сообщили это церковное решение всем верующим – праздновать таинство Христова Воскресения не в иной какой день, а только в день Господень и только в тот день прекращать пост….Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие - что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов …. о праздновании Пасхи такими словами заключают свое послание: ….Сообщаем вам: в Александрии праздник справляют в тот же день, что и мы. От нас отправляется Послание к ним, от них к нам, так что мы празднуем святой день согласно и вместе»
Хотя в тексте тоже мелькает «евхаристия», как хлеб и вино, но из всего видно, что речь в споре шла только какой день пасхальной недели собственно считать самим праздником и как проводить посты вокруг этого, а не о том сколько раз в году или в какой день каждой недели отмечать этот праздник. То же мы видим и в ортодоксальных церквях – они верят и в причастие от хлеба и вина и особо празднуют Пасху Господню.
Но в НЗ нет иного причастия, как только на «Вечери Господней» и не в волшебном смысле! (1Кор.10:16,17; 11:27-29) Что имеется в виду в Дидахе и у Игнатия под «евхаристией» и «днём Господним» точно установить не предоставляется возможным, одно ясно, что без волшебного подтекста, как в позднейшей традиции. (Дид.9,10,14; Смир.7; Рим.7; Еф.20; Фил.4)
_________________ "Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто.... ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их"
|