По поводу мнения из этой ссылки
http://nordxp.3dn.ru/textology/textolog ... supper.htm Цитата:
Иоанн представляет более достоверные данные, разводя трапезу Христа с пасхальным ужином по иудейским канонам[4]. Отсутствие каких-либо элементов иудейского седера, а также всё описание ритуала доказывают, что Тайная Вечеря не могла быть связана с Пейсахом[5].
[5] Напомню, что жертвы вне Храма, в том числе тайно, приносить согласно Торе (Втор. 16:5-6) было нельзя. Это считалось религиозным преступлением и каралось смертью (Лев. 17:3-4). Поэтому все иудеи со всего мира приходили на Пейсах в Иерусалим. В таком случае требуется ответить на вопрос, в каком месте апостолы зарезали баранов, чтобы принести их Иисусу на седер? Ведь Иисус, если бы он желал исполнить все тонкости еврейского ритуала, должен был в точности следовать иудейскому Закону, каждой "йоте" Торы, а значит идти к еврейским жрецам в Храм и собственноручно отдать им жертвенного агнца. Об этом Евангелия молчат. Принести жертву в Храме иудей должен был только самолично. Нельзя было являться "пред лице Яхве пустым, но каждый с даром в руке своей" (Втор. 16:16). Перепоручить эту религиозную обязанность кому-то другому было нельзя. Ученики не могли это сделать за Иисуса втайне...
Я чего-то не понимаю наверное: пасхального ягнёнка нужно было испечь на костре и на том же костре сжечь остатки (кости и голову) - и что вся храмовая площадь превращалась в миллион костров? Да он бы сгорел к чёртовой бабушке ещё до 70-го года, от такого количества открытого огня! Или всё это жарилось на официальном жертвеннике и миллион желающих стоял в очереди? Да там бы места на всех не хватило и времени, чтобы все не отходя от жертвенника ели свою пасху! А, если весь Иерусалим и окрестности превращались в пасхальные костры, то где тогда ученики Иисуса приготовили им есть пасху? Какое-то есть недопонимание процесса и вопроса у всех таких "исследователей".
А как произошло реальное событие самой первой, самой главной Пасхи, которой все остальные были лишь ритуальным воспоминанием? Исх.12 мы читаем: "3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет
с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей
в домах, где будут есть его46
В одном доме должно есть ее, [не оставляйте от нее до утра,]
не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте."
А Вт.16:5-7, это какое-то ситуативно-конъектурное повеление, когда Израиль жил одним станом в шатрах в пустыне, чтобы избежать идолопоклонства и обособления, как в Лев.17:3,4 - там явно не про пасху.
Также, как и Вт.16:16. Пасху должны были есть все, а не только мужчины, которые должны являться. Жертв и священных собраний было достаточно, чтобы есть пасху с семьёй, а потом явиться перед Богом отдельно. (Лев.23)
Т. е. как видим, свести точно всё к одному знаменателю и одному официальному ритуалу, не представляется возможным по Торе.
Иисус ясно сказал, что будет есть именно Пасху и ученики пошли готовить её. Что они пошли тогда именно "готовить"?
"7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие." (Лк.22)
"12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо". (Мк.14)
Так чего не видит там сей исследователь?
Цитата:
[2] Это хорошо понимали, в отличие от большинства богословов, наиболее просвещенные и честные толкователи Евангелия. Среди них Ф. Фаррар, автор знаменитой книги "Жизнь Иисуса Христа". Вот что он писал насчет обрядовой стороны Тайной Вечери: "Общий характер Вечери, как она передана евангелистами, – омовение при этом ног, отсутствие всякой поспешности, не согласуются с мыслью и характером празднования еврейской Пасхи. Мы не видим на ней даже тех блюд, которые составляли необходимую принадлежность праздника: ни мероим — горьких трав, ни харосеф — блюда из фиников, винограда и уксуса, ни гагада, или возвещения... Отсюда мы заключаем, что Тайная Вечеря не была еврейской Пасхой". – Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. М. "Прометей". 1991, с. 367-369.
В блюдо из чего мокал Иисус хлеб и передал? Или там перечислялись колбаса с моянезом, а эти блюда нет? И поспешность куда?
А разница с Иоанном лишь в том, как иудеи называли и когда праздновали Пасху, по мнению Иоанна. Наверное.